folio Photo

CLOSE

Некоторые перспективы развития живописи

  В этом эссе мы попытались наметить некоторые пути развития живописи как формы познания, сознавая при этом не только примитивизм нашего опыта, но и гипотетический характер многих наших выводов. И без подсказки ясно, что живопись есть лишь опосредованное восприятие и именно от восприятия зависит картинка, транслируемая художником. Различные картинки одного и того же окружения зависят от личности художника, от его идей – т.е. являются концептуальными изначально.

  Человечество живет не только опытом прошлого, но и картинками из прошлого. И, если первоначально, художник стремился к адекватному выражению тел и пространства, что и было достигнуто, однако благодаря технике, а не творчеству, то затем новейшие течения стали разделять живопись на составные ее части, типа формы, цвета, композиции и т. д.       Подобное разделение оказалось невозможным без вмешательства технического, превращающего художника из автора в сопродюсера картины, сколь ни прискорбно это констатировать.

  В этой цивилизации менеджер-распорядитель занимает место художника-творца, ибо нелепо отрицать влияние технического прогресса на творчество индивидуума. В силу многих заблуждений, определенная часть современной живописи носит название постконцептуальной, никоим образом таковой не являясь - по существу.  Поэтому, необходимо подчеркнуть влияние техногенного фактора, говоря о такой живописи, даже при условии человеческого, а правильнее - животного ее происхождения.

  Изображения меняются в соответствии с личностным и временным концептом, но наследуют при этом все странности происхождения. Это странности, во-первых, относительно форм. При повсеместном доминировании формы шара – человек оперирует кубом или параллелепипедом. Также, это странности касаются цвета, который никак не связан с предметом. Цвет есть функция, существующая сама по себе. Наконец, несуразицы относительно величин, когда все одушевленные предметы рассматриваются в размерах, сопоставимых с человеком. В итоге, идентификация картины, созданной в рамках такого видения мира, не составляет труда, однако авторство конкретного человека здесь отнюдь не бесспорно.

  Приходится констатировать также наличие определенных искажений в видимой картине мира, однако их характер и есть свидетельство их авторства. Естественно, рано или поздно, технический прогресс высветит эти искажения, и они будут устранены – ценой изменения всей картины окружающего мира, как это уже неоднократно происходило ранее. Здесь прогноз возможен как крайне неутешительный для художников – в будущем им грозят резкие изменения - как собственно статуса, так и рода деятельности - в связи с поглощением человеческого интеллекта интеллектом искусственным. Впрочем, - прогнозы сбываются редко.